Читать онлайн полностью бесплатно Павел Стариков - Скоростная тренировка мозга в потоке для молодости и вдохновения

Скоростная тренировка мозга в потоке для молодости и вдохновения

Скорость, с которой наш мозг обрабатывает поступающую информацию, ухудшается по мере старения. Это главный прогностический фактор возрастных изменений. А что будет, когда мы тренируем именно скорость работы мозга.

Книга издана в 2022 году.

Глава 1. Социальные стереотипы и ожидания – причина нежелательных возрастных изменений?

Как объективно измерить возрастные изменения?


С возрастом, как правило, наблюдается ухудшение деятельности органов чувств (слух, обоняние, зрение, тактильные ощущения). Сужается поле внимания. Мир становится менее ярким.

Повышается чувствительность к посторонним помехам. Возникают трудности при совмещении нескольких дел одновременно.

Понижается способность к формированию мысленных образов и использованию воображения.

Возрастные изменения метаболизма мозга вызывают замедление записи и воспроизведения информации. Падает скорость реакции, скорость выполнения когнитивных действий.

Можно проделать очень простой и точный эксперимент, который покажет биологический «возраст» вашего мозга.

Представьте, что вы находитесь в лаборатории. Перед вами находится монитор компьютера и вы наблюдаете за небольшим зелёным квадратом в центре экрана.

Когда квадрат внезапно начинает двигаться, быстро, как можно быстрее, нажимаете большую красную кнопку внизу экрана. Иногда вам удаётся среагировать быстро, иногда – как будто что-то мешает. Эксперимент повторяется 30 раз подряд.

Пройдя такой тест, вы получите объективные данные о себе.

Известный геронтолог Ф. Бульер назвал тест измерения скорости реакции одним из самых точных и простых методов измерения биологического возраста [1].

Исследования показывают: представление о том, что все стареют с одной и той же скоростью – иллюзия


Люди стареют с разной скоростью. Разница может измеряться десятками лет. Что влияет на этот процесс?

Вы будете приятно удивлены, но одним из важнейших факторов старения оказываются не гены, а социальные стереотипы и ожидания. Другой важный фактор – забота о мозге и своем организме.

Социальные стереотипы и предрассудки влияют на темп старения организма


Сегодня наблюдаются довольно быстрые, согласованные изменения. Люди в шестьдесят лет в наше время воспринимаются все чаще как представители среднего возраста. Для образа молодости также характерно всё более позднее взросление, которое отодвинулось к тридцати годам. В свои тридцать лет молодые люди выглядят как двадцатилетние всего век назад. Люди чувствуют себя все моложе.

В начале двадцатого века типичный 65-летний человек выглядел, чувствовал себя и действительно был довольно старым. Однако сегодня это совсем не так.

Сравнительно недавно Джеймс У. Вопел, директор лаборатории продолжительности жизни Института демографических исследований им. Макса Планка (Германия) обобщил всю достоверную статистику продолжительности жизни, начиная со Швеции XVIII века. На основе исторических данных Вопел вместе со своим соавтором Джимом Оппеном и многочисленной командой вычислили для каждого исследованного года «страну-лидера». То есть такую страну, где наблюдался максимальный рост средней продолжительности жизни в течение определяемого времени. Несмотря на то, что выявленные страны-лидеры менялись, была обнаружена многообещающая оптимистичная закономерность. Когда исследователи свели ежегодные рекорды стран-лидеров в единый график, они были совершенно потрясены. График представлял собой прямую, которая с каждым годом уверенно шла вверх.

Каждые четыре года люди добавляют к продолжительности своей жизни один год


Согласно графику Вопела, начиная с 1840 г. средняя продолжительность жизни женщин в странах-лидерах увеличивалась с постоянной скоростью – примерно на 2,4 года каждые десять лет [2]. Каждые четыре года человечество в наиболее благополучных регионах добавляло к своему сроку жизни один год. Сохранится ли эта тенденция и дальше?

Одним из факторов, объясняющих стабильный рост средней продолжительности жизни, является улучшение санитарно-гигиенических условий и медицинской помощи, уменьшение смертности.

Однако существуют и другие точки зрения, основанные на изучении взаимоотношений биологического и демографического возрастов. Исследование, проведенное Элизабет Зелински, например, сравнивало сегодняшних 74-летних жителей Америки с теми, кто был в этом возрасте 16 лет назад. Зелински изучала память, скорость мышления и другие характеристики, то есть именно те характеристики, которые постепенно ухудшаются с возрастом.

Исследователь обнаружила, что наши современники показали лучшие результаты по всему набору интеллектуальных тестов. Фактически их баллы были ближе к тем, кто был на 15 лет моложе их в более ранних тестах [3]. Есть и другие обнадеживающие результаты исследований [4]. Весьма примечательна выраженная тенденция к увеличению среднего возраста наступления менопаузы у женщин. Если, скажем, в 1840 г. детородный возраст ограничивался 45 годами, то в 1940 г. он достиг 48 лет [5, c.159].

Граница, за которой начинается старость, продолжает отодвигаться все дальше и дальше. Возникают новые социальные образы. Пятидесятилетние, шестидесятилетние, семидесятилетние становятся моложе, спортивнее.

Не только социальные стереотипы, но и правильные установки, специальные упражнения, скорость обработки информации


С возрастом слабеет память. Люди начинают жаловаться на свою память после тридцати лет. В сорок-пятьдесят лет появляется первый опыт внезапных «провалов» памяти. Некоторые начинают беспокоиться, неужели старость. К шестидесяти годам уже многие отмечают у себя проявления забывчивости, наиболее мнительные насчитывают великое множество симптомов и впадают в панику, считая подобные свидетельства симптомами надвигающейся болезни Альцгеймера.



Другие книги автора Павел Стариков
Ваши рекомендации